Travel Блог ПУТЕШЕСТВИЯ

Как видеть жизнь такой, какая она есть. Практика Випассаны.

Я очень уважаю людей, которые не боятся. Не боятся, не смотря ни на что, взглянуть на себя настоящих, начать изучать свое «Я», анализировать и познавать. Поэтому я очень уважаю Сашу, за ее смелость, силу духа и решимость. Саша, будучи на перепутье, не пустила жизнь на автопилот, как делают очень многие из нас, а приняла осознанное решение столкнуться  с собой «лоб в лоб» —  своими страхами, мыслями, пережитым опытом.Саша поехала на Шри — Ланку на практику Випассаны. О том, что это такое, и что дала ей практика — Саша поделилась с нами в своей статье. Спасибо ей за открытость.


Однажды мой знакомый рассказал мне про випассану. Я рисовала тогда для него огромную картину, и помимо прочего находилась в стадии освоения новой профессии. У меня было много вопросов про всё — про жизнь, про себя, про счастье…

После многочисленных расспросов я решила, что випассана возможно и есть тот самый ответ на все мои вопросы. Почему?
Потому что випассана – один из самых древних методов медитации в Индии, открытый Готамой Буддой более 2500 лет назад. Слово vipassana означает видеть вещи, как они есть в действительности. Это процесс самоочищения с помощью самонаблюдения. Сначала мы наблюдаем естественное дыхание, чтобы сконцентрировать ум. С обостренным осознаванием мы продолжаем наблюдать изменчивую природу тела и ума, и переживаем универсальную истину непостоянства, страдания и отсутствия эго. Такое постижение истины путем прямого опыта и есть процесс очищения. Этот путь (Dhamma — Дхамма) – универсальное лекарство от всех проблем, он не имеет ничего общего ни с какой религией или сектой. Поэтому его могут свободно практиковать все, в любое время и в любом месте, не вступая в конфликт с расовыми, кастовыми или религиозным мировоззрениями. Хотя випассана, как техника, разработана Буддой, практиковать ее могут не только буддисты. Нет необходимости менять свою веру, потому что это универсальная техника, которая работает с универсальными, общечеловеческими проблемами. (это великолепное описание взято с сайта dhamma.org, сама бы я лучше не написала)).

Оказалось, что центров випассаны огромное количество по всему миру. После долгих сомнений, я выбрала Шри Ланку, на которой запланировала остаться после випассаны ещё на несколько недель, чтобы поездить по стране, заняться сёрфингом… Центр выбрала интуитивно, и в итоге не ошиблась)
Со мной в поездке был путеводитель А.Кротова (он мне очень помог по всем пунктам во всей поездке) и два рюкзака — один большой и один маленький. Мне хотелось быть максимально лёгкой на подъем.
Из аэропорта в Негомбо я поехала в центр Коломбо к большому вокзалу, откуда отходят все поезда. Сразу приобрела сим-карту, и она мне очень пригодилась в путешествии (интернет дешёвый и отлично везде ловит, всегда знаешь где ты и где можно остановиться на ночлег).
На вокзале я купила милый фиолетовый картонный билетик почти до Канди, дождалась поезда и устроилась поудобнее.
Поезда на Шри Ланке без окон и дверей, и можно всю дорогу тусоваться в тамбуре. Сидишь, свесив ноги, смотришь на пейзажи вокруг, болтаешь с шриланкийцами (а они очень любят знакомиться с белыми девушками на предмет замужества. Как правило, этот вопрос тебе зададут почти сразу — нужен ли тебе муж?).

Отследив по карте свою станцию, я вышла в дождь. Спасибо подруге, она снабдила меня в путь дождевиком, так что я сразу в него упаковалась вместе с рюкзаками. Поиск автобуса до одного пункта, пересадка на другой и пешком два километра в гору — и ты на месте.
Яркая зелень, маленькие домики.. и нужно сдать все средства связи. С тобой должно остаться только самое необходимое: одежда и средства гигиены.

На випассане нельзя разговаривать, и даже встречаться с кем-либо взглядом, нельзя вести записи, также твоя пища только вегетарианская, и ты соблюдаешь целый ряд предписаний. В противном случае твоя практика будет бесполезной или даже опасной для самого себя.
Каждый день ты встаёшь по гонгу в 4:00. В это время ещё темно, и у тебя есть полчаса, чтобы умыться и подготовиться к первой медитации. Она начнется в 4:30 и будет идти до 6:30, после чего можно идти на завтрак. Быстрый душ, глотнуть водички, одеться потеплее (в это время в горах прохладно) и вперёд медитировать. Ночного сна зачастую не хватает, и очень часто я спала днём в перерывах между медитациями.

Дхамма Кута — так назывался центр випассаны недалеко от Канди. Помню, мне очень понравилось название, оно навеяло ассоциации с Бали, и мне очень хотелось именно туда, хотя я отправляла заявки в несколько центров. Дхамма Кута находится в суперживописном месте на склоне горы, оттуда открываются потрясающие виды, ты встречаешь восходы и провожаешь закаты. У каждого своя уютная келья с кроватью и перекладинами, чтобы вешать вещи. В одной комнате помещаются три кровати, которые разделены шторками в пол, чтобы медитирующие были уединены и не мешали друг другу. Перед входом в келью на улице развешаны верёвочки, чтобы сушить белье.
Общая столовая расположена в самом низу территории и огорожена сеткой, чтобы макаки не устраивали себе пиршества (кстати, на улице ничего нельзя оставлять по той же причине — у меня так утащили классный фонарик). Зал для медитаций напротив находится в самой верхней точке. Большой, просторный, воздушный… На моём потоке было порядка 80 человек медитирующих, и мы там очень легко умещались.
Вся территория пропитана добром и добротой… я не знаю, как это описать другими словами, но ощущается это именно так.

Режим на випассане можно назвать суровым, но никто и не обещал отдых в пятизвёздочном отеле под пальмами. Медитации идут одна за другой, боль в ногах и спине становятся твои постоянными спутниками. Есть только завтрак в 6:30 и обед в 12:00 (кстати, еда там очень вкусная!), после этого до отбоя ты ничего не кушаешь.
(Кстати, берите с собой слабительные чаи в пакетиках!! Первые несколько дней от продолжительного сидения и пищи на основе риса ты вообще не ходишь в туалет, что совсем не полезно для организма. Во вторую практику я была в русском центре, где об этом позаботились, и в общем холле были травы для послабления, которые можно было свободно заваривать).

В 17:00 каждый день перерыв на чай, и в свою первую практику ты можешь с чаем кушать банан и печеньку. Вечером ты, конечно, уже очень голодный, но это один из аспектов практики. Вся твоя жизнь превращается в випассану, что означает ВИДЕТЬ ЖИЗНЬ ТАКОЙ КАКАЯ ОНА ЕСТЬ.

Ты наблюдаешь всё — как ты ешь, пьешь, моешься, как ходишь в туалет, как двигаешься, как сидишь обездвиженный, как боль пульсирует в ноге и колене. Просто наблюдаешь, не реагируешь.

Сказать, что мне было легко, не могу. Иногда хотелось выть, мозг отчаянно сопротивлялся всему. Было дико трудно, а начиная с третьего дня я очень долго не могла уснуть из-за вибраций по всему телу. И ты просто лежишь и смотришь, как эта вибрация растекается по тебе, и остается только ощущение, что ты — просто сгусток атомов в хаотичном движении… И кажется, что ты постигаешь какую-то великую тайну про всё на свете, но не можешь постичь. И после засыпаешь.

У каждого випассана своя. За тысячелетия практики собрана вся информация о том, что ты переживаешь и что будешь переживать каждый новый день и каждый новый час. Ты будешь слушать объяснения Гоенки и думать, как они узнали, что со мной происходит??

Все равно, каждый проходит этот путь по-своему. У кого мятущаяся душа — тому будет очень трудно. У кого разум более сбалансированный, тому, возможно, будет легче.
Но в любом случае ты сталкиваешься с собой лоб в лоб. Ты 10 дней не произносишь ни слова, находишься целиком в себе и своих мыслях, узнаешь своё тело и душу глубже, чем когда-либо. Ты учишься. Равновесию, спокойствию, принятию, радости, щедрости, доброте.
Учишься любить себя и мир вокруг себя.
Тогда этот урок мне был не по зубам, и очень многое я поняла сильно позже, на второй випассане… Но это уже другая история)

В свою первую випассану меня буквально разобрало на части, иногда хотелось буквально рыдать. Я как будто качалась в эмоциональных качелях, подъемы сменялись спадами. Лёгкие и приятные медитации сменялись тяжёлыми и угнетающими. Вся подноготная твоей самооценки удесятеряется, все демоны вылезают наружу, и ты с ними воюешь то как храбрый рыцарь, то как трусливое ничтожество, пытаясь сбежать от самого себя.
Кто-то вообще не выдерживал и уходил с курса, хотя это крайне не рекомендуется. Семеро мужчин покинуло наш поток практически в самом начале, когда ещё практиковалась анапана, даже не сама випассана. Но как бы мне не было тяжело, я приняла решение держаться и идти до конца, что бы ни происходило.

В последний день курса снимается запрет общения. Ты знакомишься с людьми, которые прошли этот путь рядом с тобой.
Оказалось, в женской части группы около 85% были местные женщины возрастом, вчитайтесь, от 42 до 70 лет!!!! Все дошли до конца, но что для них випассана — к сожалению, неизвестно. Они вообще не говорят по-английски… Настолько, что даже имя выяснить проблематично) Также с нами медитировали две монахини, которые в прошлом оказались образованными и успешными дамами, которые ушли в монашество и теперь живут только на подаяние, вообще не пользуясь в жизни деньгами. Остальные девочки были путешественницами из разных стран: из Германии, Чили, Англии, все младше 30…

Также, я узнала, что на моем курсе служит девочка из России родом из Новосибирска, правда там она не была уже несколько лет — живёт в Индии. На випассану её привел поиск себя и своего места в жизни. Симпатичная и обаятельная, с веснушками , по имени Майа, училась на психолога, но так и не нашла в профессии ответов на свои вопросы. Уехала в Индию, проходила випассану в Непале, теперь служит в Куте. Сейчас она живёт с бойфрендом во Вьетнаме, занимается астрологией и учит иностранцев английскому. Мы периодически списываемся и узнаем, как друг у друга дела и всё ли хорошо.

Последняя медитация после такого знакомства становится приближенной к реальным условиям — когда тебя переполняют эмоции, когда тебе хочется общаться и куда-то бежать, смотреть, изучать…
Все чувства обостряются.. оттенки пищи, запахов, текстур, фактур, тысячи новых открытий.
Да, всё становится по-другому. Твои взгляды становятся другими. Ты сам — другой.
Какой? Это предстоит узнать каждому самостоятельно.. на своей випассане.

После прохождения курса центру можно сделать пожертвование, если ты имеешь воз
можность и чувствуешь необходимость. Сколько? Столько, сколько считаешь нужным —

хоть 0, хоть 200 рублей, хоть 100000 долларов. Курс проходят и очень богатые, и очень бедные люди, и в итоге все денежные поступления, на которые содержится центр, получаются сбалансированы, и работа центра не останавливается.
Конечно, 10 дней – очень короткое время, чтобы проникнуть на самые глубокие уровни бессознательного и научиться освобождаться от глубоких комплексов. Но даже это — огромный шаг.
Если у вас есть вопросы по випассане или про Шри Ланку, пишите в личные сообщения, не стесняйтесь! С удовольствием отвечу: https://vk.com/sasha.erina

0

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply